Светлана НИКОНОВА
Рисуем мраморные стены
|
|
Великолепие натурального мрамора как отделочного материала люди сумели оценить уже в глубокой древности. Роскошно смотрится он и в современном интерьере, но обычно используется только в качестве элементов декора: каминных полок, столешниц. Мраморные стены в городской квартире — это, как говорится, фантастика…
А впрочем, почему бы и нет? Можно выполнить великолепную имитацию «под камень» при помощи современных отделочных материалов. Практично, просто и очень эффектно.
Венецианская штукатурка — декоративно-отделочный материал, который имитирует поверхность натурального камня. Сложный рисунок природных «складок» и «трещин», естественный блеск и визуальная «прохладность» поверхности — все это очень напоминает натуральный отполированный камень. В интерьере этот отделочный материал смотрится очень убедительно, передавая не только мраморный рисунок, но и само ощущение монолитности, тяжести, первозданности природной красоты. При желании можно создать имитацию и другого природного камня — например, малахита, если подобрать соответствующую цветовую гамму.
В жидком состоянии венецианская штукатурка — полупрозрачная шпаклевочная масса, которая наносится на стену при помощи специального металлического шпателя. Наложение производится слоями, которых может быть от двух-трех и более. По мере наложения слоев формируется рисунок. Поскольку материал полупрозрачный, хаотичные мазки создают особую живописную композицию: там, где краски оказалось больше, цвет будет более насыщенным. Светлые и темные участки формируют рисунок, похожий на изломы и прожилки натурального камня.
Важную роль в восприятии венецианской штукатурки играет цвет. За счет колеровки можно получить любой желаемый оттенок, но традиционно для венецианской штукатурки используются светлые пастельные тона, приближенные к оттенкам натурального мрамора.
Наряду с классическими способами нанесения венецианской штукатурки, дающими тот или иной определенный эффект, можно выделить эксклюзивные, авторские работы. Техника нанесения слоев и отдельных мазков у каждого мастера своя, и результат получается неповторимым — как неповторимы творения самой природы. Для создания сложного цветового эффекта при авторской колеровке могут использоваться одновременно разные цвета и оттенки, плавно переходящие из одного в другой,— ведь в натуральном камне цветовые акценты тоже сочетаются самым причудливым образом.
Нередко используются венецианские штукатурки для создания художественных произведений — картин и фресок. Интересный эффект получается при одновременном использовании в живописных работах фактурной штукатурки с ее грубой шероховатой поверхностью и утонченной «венецианки» с ее естественным глянцем.
Венецианская штукатурка может использоваться для отделки стен, потолков, для оформления отдельных архитектурных элементов. Она прекрасно сочетается с различными природными материалами, живыми растениями. Отделка под натуральный камень служит великолепным фоном для создания интерьеров в классическом стиле. Впрочем, венецианская штукатурка, как любой творческий отделочный материал, способна будить воображение и раскрывать возможности для создания неординарных декоративных решений.
Мастер-класс
Советы дает Виктор Емельянов, руководитель декор-студии «Ордер»:
Поверхность перед нанесением венецианской штукатурки должна быть подготовлена идеально, как под покраску. Можно также проклеить поверхность гладкими флизелиновыми обоями, чтобы создать идеально ровную и прочную поверхность. Поверх обоев желательно пройтись тонким слоем шпаклевки, чтобы в процессе работы на них не поднимался ворс.
После этого накладываем венецианскую штукатурку: первый слой, второй, третий. Первый слой — укрывной; он распределяется равномерно по всей поверхности и обеспечивает цветной фон. На первом слое формируется основной глубокий рисунок: при помощи шпателя наносим материал крупными разнонаправленными мазками. Через несколько часов наносим второй слой: более мелкими мазками, крест-накрест. Работаем практически «на сдир»: делаем мазок сдираем, мазок сдираем… Третий слой — заключительный. Техника нанесения мазков такая же, но теперь они совсем мелкие.
Наслоение мазков создает желаемый «мраморный» эффект. Важно, чтобы мазки накладывались произвольно, не повторяя друг друга: ведь в природе нет ничего повторяющегося. Но в целом работа должна смотреться гармонично. Не должно быть такого: в начале работы мастер делает маленькие мазки, а в конце начинает накладывать их все крупнее и крупнее.
Для нанесения венецианской штукатурки не подходят обычные пластмассовые инструменты, используются только специальные шпатели и кельмы: металлические, с особым покрытием и закругленными краями, чтобы не поцарапать поверхность.
После нанесения последнего слоя венецианская штукатурка подлежит полированию. Полирование, железнение по-другому — это натирание поверхности металлическим шпателем для придания заключительного блеска.
Каждый слой перед нанесением следующего рекомендуется проходить мелкой шкуркой. Можно также полировать каждый слой — это зависит от результата, который хочет получить мастер. Но процесс полирования очень трудоемкий, и необходим он только на заключительном этапе. В процессе железнения происходит прессование одного слоя в другой, что позволяет лучше проявить рисунок.
В качестве защитного покрытия для венецианской штукатурки можно использовать воск. Он придает поверхности дополнительный глянец и защищает от воздействия влаги, от загрязнений и повреждений. Но в то же время воск «консервирует» штукатурку на стенах, не дает поверхности дышать. Что важнее — приходится выбирать. Впрочем, даже без дополнительной защиты венецианская штукатурка достаточно прочное и долговечное покрытие.
№3, 2007
|