Алина КОЗЛОВА
«Не архитектурой, так рыбалкой!»
|
|
20 ноября Нижний Новгород посетил заслуженный архитектор России, руководитель одной из самых крупных архитектурных мастерских «Студия 44», главный архитектор реконструкции исторического здания Главного штаба на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге Никита Игоревич Явейн.
– Никита Игоревич, вы уже не в первый раз приезжаете в Нижний Новгород. Каково впечатление о городе?
– Хороший город, а Верхневолжская набережная просто потрясающая, я нигде ничего подобного не видел. И я рад и признателен Сергею Туманину, что меня пригласили выступить с мастер-классом, потому что Нижний Новгород является, несомненно, важным архитектурно-культурным центром.
И я надеюсь, что у вас получится по максимуму сохранить исторический центр, несмотря на его дисперсность. Город без истории никому не интересен. Конечно, каждый город сам выбирает свою судьбу, и перенос памятников деревянного зодчества отчасти является решением, но все понимают, что только отчасти. И, несомненно, стоит потрудиться и не жалеть средств, чтобы Нижний Новгород не превратился в нечто безликое с Кремлем посередине и музеем деревянного зодчества где-то на периферии. Нижний Новгород заслужил свою историю и уважительное отношение к ней.
– Когда вы поняли, что хотите заниматься архитектурой?
– Я рано и естественно приобщился к профессии. Лет в 6 или 7 я уже увлеченно листал журнал «Архитектура мира». Я из архитектурной семьи. Мой отец — известный петербургский архитектор советской эпохи, автор вокзала-памятника участникам битвы на Курской дуге в Курске, жилого дома на проспекте Щорса в Петербурге, которому присвоен статус памятника архитектуры. И конечно, его я считаю своим главным учителем.
– Если бы сейчас вам ввиду каких-то обстоятельств пришлось поменять род деятельности, оставить архитектуру, чем бы вы стали заниматься?
– Рыбу ловить! (смеется. – Ред.) Мне трудно себе представить, чтобы я поменял род деятельности. Архитектура вещь объемная, и существует много смежных профессий, так что вряд ли мы с ней расстанемся.
– Сегодня в Петербурге актуальна проблема стиля?
– Я бы сказал о существовании проблемы заказчиков, проблемы неадекватности заказчиков тому городу, в котором они живут. Такие ситуации встречаются, и из них возникает проблема стиля. Но, на мой взгляд, это естественно. Скорее, идеальный заказчик – утопия. Для плодотворного и качественного сотрудничества необходимо, чтобы заказчик как минимум понимал меня, как максимум уважал. В нашей мастерской мы выработали принципы, буквально: что такое хорошо и что такое плохо в нашем понимании. И когда заказ подпадает под наше «плохо», мы отказываемся от заказа, хотя, безусловно, находятся другие, которые берутся за него.
– Как вы относитесь к своим нереализованным проектам?
– Некоторые не любят, когда их дома строят, потому что в голове проект часто представляется лучше, чем получается в жизни. И чем сложнее проект, тем проще оказывается испортить его при строительстве. Хороший проект, я считаю, является самоценностью. А чтобы меньше было нереализованных проектов, можно поучиться у западных коллег преподносить и показывать себя. Ведь известное количество иностранных архитекторов не сделали ничего стоящего, кроме шума вокруг себя. Не я первый сказал, что сегодня две минуты по телевизору важнее, чем реальное здание.
– Почему ваша мастерская называется «Студия 44»?
– Ну, во-первых, я против персональности в названиях мастерских. Сразу возникает желание перечислить всех коллег. Во-вторых, 44 было любимым числом моего отца. Он считал его счастливым числом и очень архитектурным. А когда мы еще и получили номер нашей лицензии — 000044, я понял, что 44 определенно и мое счастливое число.
№1, 2010
|